Storyteller
Если у вас нет возможности потратить минимум несколько лет на тщательное и кропотливое обучение рисованию, а затем подробнейшее освоение возможностей редактора, и рисовать все-равно хочется... Возможно эти советы для начинающих помогут вам хотя бы избежать выносящих мозг картинок и сэкономить немало времени в наступании на грабли.
Примечание: Это баловство. Отчасти.
СОВЕТ 7 – Не забывайте о рефлексах и учитывайте их с самого начала, не откладывая напоследок!
Последнее время я довольно часто сталкиваюсь с работами, в которых, как факт, отсутствуют рефлексы. Нередко авторы рисунков даже и не знают, что под этим понимают в искусстве, и что именно необходимо сделать с работой, чтобы работа приобрела эти самые рефлексы. А, поэтому, для начала мы поставим определение этому слову. Итак, рефлекс – это оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.
Как не трудно догадаться из определения, рефлексы являются неотъемлемой частью окружения, и когда художник забывает их уточнить на своем рисунке, результат получается неестественным, картонным, плоским, дробным. Рефлексы помогают передать не только богатство цветов и оттенков изображаемой натуры, но и усилить ощущение объема, которого так обычно не хватает, когда мы только учимся рисовать.
Если не сильно углубляться в теорию о рефлексах, то их можно поделить на два типа: свет, отражающийся от соседних с данным предметом освещенных объектов и свет от источника света. В первом случае мы имеем дело с отсветом цвета. В качестве примера можно привести зеленый рефлекс, который может возникнуть на поставленном вами натюрморте перед зеленой драпировкой. Во втором случае самым очевидным примером будет свет от неба.
читать дальше
Я очень долго думала, как показать наглядно разницу между рисунком лишенным рефлексов и имеющих их. На шарах очень удобно показывать базу, но как это выглядит вживую - тут нужно уже что-то иное. Можно, конечно, было взять просто два разных рисунка, но тогда был бы немного не тот визуальный эффект. Тогда я вспомнила об одной своей работе, в которой я впервые наконец-то осознанно решила начать использовать рефлексы. Да, я довольно долго оставалась жуткой невеждой, и все мои знания о рефлексах сводились к шару из учебника и отсвету стола на поверхности моей кружки. Работа, конечно, не ахти, но суть не в том насколько она плохая, а в том, что разница между первым вариантом и вторым все же существенная. Последнее время я довольно часто сталкиваюсь с работами, в которых, как факт, отсутствуют рефлексы. Нередко авторы рисунков даже и не знают, что под этим понимают в искусстве, и что именно необходимо сделать с работой, чтобы работа приобрела эти самые рефлексы. А, поэтому, для начала мы поставим определение этому слову. Итак, рефлекс – это оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.
Как не трудно догадаться из определения, рефлексы являются неотъемлемой частью окружения, и когда художник забывает их уточнить на своем рисунке, результат получается неестественным, картонным, плоским, дробным. Рефлексы помогают передать не только богатство цветов и оттенков изображаемой натуры, но и усилить ощущение объема, которого так обычно не хватает, когда мы только учимся рисовать.
Если не сильно углубляться в теорию о рефлексах, то их можно поделить на два типа: свет, отражающийся от соседних с данным предметом освещенных объектов и свет от источника света. В первом случае мы имеем дело с отсветом цвета. В качестве примера можно привести зеленый рефлекс, который может возникнуть на поставленном вами натюрморте перед зеленой драпировкой. Во втором случае самым очевидным примером будет свет от неба.
читать дальше
Итак, на первом рисунке вы видите один из промежуточных, но уже близящихся к своему завершению, этапов моего рисунка «Клубника со сливками».

Здесь еще не прорисованы цельные клубники, но уже нарисовано все остальное. Для меня на этом этапе казалось все, что нужно – это дорисовать клубнику и усилить светотень. О теории цвета я вообще как о факте почти не знала и не задумывалась. Что мы можем сказать по этому рисунку? Да, все элементы нарисованы довольно четко и в меру аккуратно, нарисованы своими базовыми цветами, но из-за отсутствия рефлексов, весь этот натюрморт кажется просто собранным коллажем из маленьких кусочков, что совсем с собой не взаимодействуют. К счастью, на это обратили внимание другие, и я принялась исправлять рисунок. Надо сказать, что рисовать рефлексы уже по почти готовой работе не очень удачная идея. Это разводит грязь, когда вы пытаетесь аккуратно добавить новые цвета поверх старых. Плюс то, что вы уже прорисовали, придётся перерисовывать заново, учитывая наложенные рефлексы, что тоже не является самым приятным занятием.
После того, как я плодотворно поработала с рисунком и добавила цветовые отсветы, работа стала выглядеть более цельно. Конечно, она лишь отчасти утратила свои ошибки, но исправить все последними штрихами невозможно. Проще перерисовать определенный кусок, а для начинающего художника это хуже ядерной войны и он в лучшем случае добавит рефлексы поверх, а в худшем – просто оставит без них и будет потом тихо страдать, что о его работе выражаются как о лишенной целостности, слишком плоской и забытой рефлексами.
Возвращаясь к натюрморту с клубникой, я бегло обращу внимание на основные моменты, которые, по моему мнению, сделали работу чуть более живой.
Возвращаясь к натюрморту с клубникой, я бегло обращу внимание на основные моменты, которые, по моему мнению, сделали работу чуть более живой.

Во-первых, крем. Сам по себе крем имеет белый цвет. Но если вы пройдетесь пипеткой по нему, то поймете, что это далеко не так. За основу я взяла кремовый цвет, но там, где крем соприкасается с ягодами, он взял немного их цвета – от ежевики один, а от клубники – другой. То же самое произошло с ним и возле листьев, где на крем довольно сильно влияет зеленый цвет от листьев, ну и, конечно же, тень. Но мы сейчас беседуем о рефлексах. Свою долю цветов получили так же и цветы клубники. Белый цвет приобрёл красновато-зеленые оттенки, а листья и стебли окрасились в красный цвет клубники. На ежевике добавились кремовые и красные рефлексы от крема и клубники, ну а на клубнике с точностью да наоборот. И так далее и тому подобное.
Вроде бы ничего сложного, но в то же время и не все так уж и просто. Немалую роль в рефлексах, да и не только, играет тип поверхности. Отражение света (простого или отраженного) может быть зеркальным или диффузным. То есть буквально от зеркального отражения расположенного рядом объекта и до слабого размытого пятна. Более подробно с этим вам придётся разобраться уже самим или читая физику, или просто приходя ко всему этому путем изучения чужих работ, методом проб и ошибок. Хотя, последнего вам все равно не избежать. Могу лишь еще добавить, что чем ближе находится предмет, отбрасывающий отсвет на другой предмет, тем цветнее и ярче становится рефлекс. На светлых поверхностях, а тем более белых, рефлексы будут видны лучше. Мнение о том, что на черной поверхности рефлексов не будет – ошибочно. Это связано с тем, что чисто черный цвет существует отчасти лишь в теории, а, значит, на большинстве черных предметов рефлексы все же будут, но только очень и очень слабые и приглушенные.
Итак, когда вы начинаете свою работу, вам стоит позаботиться не только о композиции, цветовой гамме, светотени, но и о рефлексах. Они являются неотъемлемой частью окружения, и без них ваши работы будут выглядеть вырезанными, плоскими и неестественными. Не верите? Попробуйте нарисовать самый обычный шарик со светом и тенью, но без рефлексов в цвете. А рядом нарисуйте еще один, но с рефлексами. И вы сами убедитесь, как сильно они отличаются. Ну, а для ленивых, я просто приведу эти самые шарики с пояснениями.
Давайте нарисуем самый простой белый шар на столе. На заднем фоне у нас пусть будет небо. Если вспомнить о теории цвета, то мы уже знаем, что небо при наличии источника света в виде солнца, будет является источником света в тенях и поэтому цвет там приобретёт легкий голубой оттенок. Так же мы можем сказать, что небо является упрощенно очень большим объектом, которое находится довольно далеко, но дает отсвет на совершенно все предметы, до которых может дотянуться. Итак, мы нарисовали поверхность стола, небо и наш шар. Добавили тени с небольшой примесью голубого и… Странно, но наш шар все еще плоский, да и поверхность слипается с небом. Как же так! Ведь мы наложили тени. Создали объем. Ага. Конечно.

Ну а теперь займемся делом.
На этом рисунке я показала, куда были добавлены рефлексы, а так же немного воздушной перспективны (но об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз).

Разберем более подробно. На дальнюю часть стола я добавила голубого, показывая тем самым, что та часть стола удалена от нас. Удаляясь, цвет стола должен посветлеть и потерять насыщенность. Благодаря голубому небу это как раз и произошло. Добавив голубое, мы не только осветлили цвет, но и понизили насыщенность. То есть создали воздушную перспективу. Ну, точнее, жалкое ее подобие. Теперь обратим внимание на стол. Так как поверхность стола не очень светлая и, допустим, отражающая способность у него не очень высокая, то и рефлекс на нем будет от белого шара не очень сильным и при некоторых случаях им можно либо пренебречь, либо наметить, но едва-едва. А вот в области тени, как я уже писала ранее, рефлекс даст небольшое осветление и мы можем заметить слабо различимое пятно света. Многие начинающие художники выражаются по этому поводу очень просто «тень вокруг светлого пятна». Возможно, вы слышали о таком мнении. Так вот знайте, что это не тень вокруг светлого пятна. Это рефлекс в тени. Ну а далее все очень просто. На границы шара мы добавляем цвет от стола и от неба. Буквально несколько мазков и наш шарик тут же заиграл объемом и вжился в окружающую его среду.

Он, конечно же, не идеален в технике исполнения и над ним еще не мешало бы поработать, но разве это нам сейчас важно? Важно то, что разница просто разительная. И я очень надеюсь на то, что все наглядные примеры в этом уроке помогут вам понять, что пренебрегать рефлексами нельзя.